ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ТЕНДЕРНОМ РЫНКЕ КАЗАХСТАНА И ЧЕГО ОЖИДАТЬ В БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА?

НУРЛАН БАЙДИЛЬДА
ВСТУПЛЕНИЕ
Это длинный текст, где есть обзор и анализ текущей ситуаций тендеров Казахстана, прогнозы что произойдет в будущем и мое экспертное видение как развивать эту сферу дальше. Буду писать правду как есть, без целей маркетинга, пиара и прочих коммерческих замыслов. Этот документ написан без официальной стилистки написания анализов, обзоров, докладов и прочих других документов предназначенные на рассмотрение экспертов и тематических специалистов. Это просто оценка, выводы, мнение и мысли одного человека.

Для тех, кто меня не знает, меня зовут Нурлан Байдильда.

Я человек, который привел на рынок тендеров Казахстана порядка 45 тысяч молодых и взрослых людей, которые сейчас зарабатывают на тендерах Казахстана и России, как самостоятельные поставщики - посредники, в диапазоне цен: от 100 тыс. до 50 млн. тенге (до 15 млн. руб.).

Мы с командой провели настоящую реформу на этом рынке без поддержки государства, агашек и инвестиции, сделали для простого народа доступной и живой самую закрытую и консервативную сферу бизнеса. Зачем я рассказываю про себя? Это не самовосхваление, потому что многие на нашем рынке хорошо знают меня.

Я выделяю это чтобы Вы понимали, что истинную и полную картину на рынке тендеров Казахстана скорее всего вижу только я на сегодняшний день, как бы это громко не сказано. Я практический видел все, начиная от откатов, строительных махинаций, заказных техспецификации и до первого миллиона тенге честно заработанных простыми Бауыржанами. Это порядка 100 тыс тендеров за три года.

Буду писать как хорошее, так и плохое, потому что я повлиял не только благоприятно на этот рынок. Почему это пишу не знаю. Наверное, из чувства ответственности и желания повлиять на этот рынок по настоящему благоприятно.
СОДЕРЖАНИЕ
Текущая ситуация на данный момент.
Плюсы и минусы появления Бауыржанов
Маржа и прибыль на поставках товаров в ближайшие 3 года
Моя оценка на ответную реакцию рынка и Правительства Казахстана на массовое появление новых игроков.
Что ожидается в ближайшее время?
Агашки и культура миллиярдных тендеров. Ситуация по строительным тендерам
Мое видение и концепция развития данного рынка:
- Аутстаффинг тендерных продаж и фокус на производство;
- Конвейерная система Генри Форда;
- Автоматизация тендерного процесса;
- Государственно-частное партнерство
Текущая ситуация на рынке поставок товаров от 100 тыс до 50 млн тенге:
Примерное количество игроков 40-50 тыс ИП и ТОО

Из них:
1
10 000 человек
официально обученные у нас и участвующие больше всего на конкурсах и аукционах нежели на ценовках. При этом на ценовых предложениях они продолжают участвовать от 2 млн тенге, но сильно не демпингуют. Зарабатывают в год примерно 10 млн -40 млн тенге чистыми.
2
30 000 игроков
которые обрели веру в то что можно разбогатеть на тендерах с нуля, сильно мотивированные преимущественно моими видеороликами на ютубе.

В 90% случаев участвуют только на ценовках. Из них 10 тыс очень активные и у них реально получается зарабатывать на тендерах каждый месяц в среднем 1-2 млн тенге. Остальные 20 тыс пытаются выйти на миллион тенге в месяц, но, из за отсутствия фундаментальных знаний по поиску поставщиков, расчета маржианльности и логистики, а также слабые личностные качества, зарабатывают либо очень мало (примерно 100 тыс тенге в месяц) либо вообще в минусе. Из них порядка 5 тыс попали в реестр недобросовестных поставщиков не проработав даже 6 месяцев, но успели зарегистрировать второе ТОО или ИП на своих близких и дальше участвуют.

Давайте пока назовем их Партизанами, потому что часто буду возвращаться к ним, так как именно они сейчас сильно влияют на рынок и формируют образ тендерщика. Кстати, среди них есть и наши выпускники и по моим подсчетам их примерно 2-3 тыс.
3
Есть еще группа тендерщиков примерно 700-1200 человек
преимущественно из числа наших выпускников, которые зарабатывают в год примерно от 40 млн до 200 млн тенге чистыми. Которые больше сидят на конкурсах или закупках Самрук-Казына, участвуют на услугах, хорошо знают Китай. Некоторые даже перешли на сторону агашек из-за больших тендеров с очень высокой маржинальностью.
КАКУЮ ПРОБЛЕМУ СОЗДАЮТ ПАРТИЗАНЫ НА РЫНКЕ?
Однозначно - это до конца не доведенные тендеры. То есть они сначала выигрывают тендер сильно опустив цену на портале, а потом понимают что ошиблись в цене и отказываются от выполнения тендера.

Из за них страдают трое:
1
Заказчик, который не смог купить товар во время. Отсюда срыв производства и неосвоение бюджета.
2
Сам партизан, который в лучшем случае просто уходит в черный список, а в худшем - уходит в минус и теряет деньги
3
Конкурент партизана, который зря потерял время подготовив качественное предложение, но из-за глупой ошибки партизана проиграл и упустил прибыль. Как говорится не себе и не людям.
Из 100 таких случаев 50 случаев партизаны просто отказываются дальше выполнять тендер и осознано уходит в черный список. 30 случаев партизаны выполняют тендер в убыток себе чтобы не подвести заказчика и сохранить свое ИП или ТОО. И 20 случаев Заказчики и партизаны как то договариваются между особой, и, либо принимают другой товар либо расторгают договор по согласию обоих сторон так чтобы партизан не ушел в черный список. Цифры могут отличаться по факту, но не сильно, + -10%.

В итоге это приводит к тому что существенная доля денег (примерно в год 50-70 млрд тенге) остается у государства и долго не переходит в частные руки тендерщиков. Если бы тендеры выполнялись без срыва, то в текущей жизни Казахстанцев было бы больше денег. Это если смотреть глобально. А в частном порядке это отражается в основном на добросовестных тендерщиков, которые теряют личную прибыль. Это самая главная проблема на сегодняшний день на рынке тендеров. Даже не то что заказчики лоббируют своих поставщиков или же изначально.
Есть ли польза от появления партизанов и Бауыржанов?
В частном случае - НЕТ

Но, для общества в целом - ЕСТЬ!
Частный случай - это конкретный случай. Например сам партизан ушел в черный список или убыток. Или же конкурент партизана потерял очередной тендер и имеет упущенную выгоду. Но это потеря конкретного человека и лично он сам не доволен и хейтит из своих личных побуждений

А вот Заказчик, кстати, сейчас не много теряет. Из за того что рынок быстро наполняется Бауыржанами, заказчику стоит расторгнуть договор с партизаном и тендер переходит второму победителю или еще один раз повторно объявить тендер и заявки не долго заставят ждать. Заказчик получит десятки хороших предложений и очень быстро заключит договор. В 80%: случаев это так.

А какая теперь польза обществу?
Заказчики смирились с тем, что больше не могут лоббировать тендеры до 20 млн тенге и брать откаты.
Простые люди реально начали выигрывать тендеры и чувствовать себя предпринимателями, появилась вера в себя и уверенность что он сможет заработать деньги самостоятельно. Перестали хейтить всех вокруг, сфокусировались на дело и стали проактивными. Это самое главное, потому что именно активность и предприимчивость обычного населения приводит к развитию общества и страны в целом.
Все же из 50 тыс новых игроков примерно 20 тыс обычных людей реализовали себя и стабильно зарабатывают. Кто то даже воплотил свою мечту и стал счастливым.
Три года назад я знал, что такое произойдет. Что появятся партизаны, которые отрицательно повлияют на рынок, но, чтобы оживить рынок тендеров Казахстана, сделать его доступным для простых людей и конечно же привести на рынок новых людей, дать им веру в себя, которые будут работать честно и не станут инструментом Заказчиков для хищения народных денег, мне нужно было массово популяризировать идею о легких заработках на тендерах Казахстана. Именно утверждая что каждый и любой человек не смотря на образование, возраст и опыт, сможет зарабатывать на тендерах Казахстана, мы смогли оживить самую закрытую, но самую денежную систему Казахстана.

Сейчас в итоге на рынок пришли порядка 20 тысяч адекватных тендерщиков, которые реально хорошо зарабатывают деньги и обеспечивают свои семьи. Конечно не получилось и без побочных эффектов связанные с партизанами. Но без этого мы бы не пришли к сегодняшнему положению. Если бы мне пришлось вернуться назад на 2015 год и начать заново, я бы 100 раз поступило бы точно так же. Потому что партизаны больше вредят в частном случае, конкретному конкуренту, как выше отметил, а не обществу. И нужно понимать что без партизанов не получилось бы привести тысячи других адекватных тендерщиков. Ведь у каждого результата есть своя воронка.

МАРЖА И ПРИБЫЛЬ
НА ТЕНДЕРАХ
В БЛИЖАЙШИЕ 3 ГОДА

По моему расчету с середины 2019- года коэффициент маржинальности тендеров на поставках товаров все же увеличится и на это будет три причины:
1
Китай станет доступным
Сейчас идет массовая политика Китая по Возрождению Шелкового пути. Тратят огромные деньги чтобы открыть поток в Китай преимущественно из средней Азий. Потому что именно средняя Азия сейчас является нейтральной зоной в мире перед Америкой, Россией и Китаем. Кто экономический будет присутствовать в средней Азий у того выгодное положение в мире целом.

Короче говоря, Китай сделает все, чтобы бизнес и обычные люди могли без проблем самостоятельно покупать товары в Китае не думая про логистику, таможню и языковой барьер. Уже есть китайская программа по железнорожным сетям через Казахстан в Европу, участились рейсы авиакомпаний. Цена за 1 кг авиадоставки с Гонконга спустятся до 5 долларов (Сейчас 20). Скоро такие рейсы будут и с Гуанчжоу и Шынджын. Плюс к этому мы свою долю включаем. Обучаем Китаю так чтобы люди научились легко привозить любой товар с Китая, считать логистику и таможню. Короче Китай сильно повлияет на рост маржинальности.
2
Российские поставщики снизят цену за товар
Ожидается кризис в России и производители будут вынуждены тупо снижать цену по основным продуктам чтобы хотя бы работать на 5-7% или даже в ноль. Из за этого появится положительная разница между ценой Заказчика за товар и ценой на рынке. Но, это будет не долго, максимум до середины 2020 года.
3
Самое главное.

Правительство увеличит бюджет на товарные позиции
Я называю это эффект «нашатырь». Примерно каждые 5 лет бюджет обновляют с учетом рыночных цен. И в последний раз такой «нашатырь» был в феврале 2015 года. Уже пришло время потому что по многим позициям до сих стоят цены 2015 года и по моей оценке в марте 2019-года будет перезагрузка бюджета и очень радует что это будет именно по товарке, а не как обычно по строительству дорог и прочих программ как ФИИР и тд. Ожидаю что на +30% будет увеличение.
Но, пока не понятно именно на какие товарные позиции будет увеличение бюджета. Обычно это касалось общераспространенных ниш, как компьютеры, автозапчасти, электротовары и тд, потому что именно по таким нишам высокий коэффициент плотности участников на один лот (простым словом конкуренция) и неадекватное занижение цен происходит именно с ними. Если увеличение бюджета будет по другим товарным позициям, то в первое время будут сложности с выбором ниши у тендерщиков. Потому что нужно будет по новому определить что будет работать в новом периоде, где маржа увеличится, так как, обычно Правительство не оглашает детали по товарным позициям.

Думаю, если увеличение бюджета окончательно будет в марте 2019 года, то нужно хотя бы три месяца чтобы мы могли провести аналитику за последние три месяца и определить уже конкретные товарные позиции, которые привели к увеличению бюджета в целом.

Я лично определяю нишу хорошей или плохой по двум критериям:

1
Положительная разница между усредненной ценой победителей лотов за последние 3-6 месяцев по конкретному товару;
2
Частота объявления на портале за указанный период
Простыми словам, я беру один товар и смотрю по ним прошедшие 70-100 тендеров за 3-6 месяцев и определяю усредненную цену победителей и сравниваю их ценой на рынке, с логистикой (СНГ и Китай отдельно). Если есть положительная разница хотя бы плюс 25-30%, то эта ниша для меня хорошая, если конечно второму критерию будет соответствовать. Кстати, некоторые люди не правильно определяют первый критерий. Они берут его как положительная разница между выделенной суммой Заказчика и ценой на рынке.
Это полный неадекват!
Выделанная сумма заказчика почти 99% случаев падает как минимум на 30%. Нужно всегда брать именно цену победителей, а не выделенную сумму заказчика. Хотя, как я понял, такой аналитикой в Казахстане никто не занимается, кроме органов статистики, и именно они тупо берут выделенную сумму.
ЗАЧЕМ Я ЭТО ГОВОРЮ?
Потому что проблема маржи заключается не в выделенной сумме заказчиков, а в неадекватном демпинге самими поставщиками. Сейчас маржа 20% в среднем не из за цен заказчиков, а из-за партизанов. Цены сейчас в целом хорошие, поэтому я больше уделил бы внимание партизанам.

Так как из 20 тыс партизанов, моих учеников не больше 5 тыс (именно те кто прошел платные курсы где все эти вещи раскрываются), и я не могу официально повлиять на оставшиеся 15 тыс, я хочу обратится к тендещикам-новичкам, которые сейчас участвуют на тендерах научившись только тому как отправить заявку на портале, но так и не разобравшись в поиске реальных поставщиков, аудита техспеки, расчете логистики и налогов. В целом ты поступаешь правильно, и, если сравнивать тебя со старыми тендещиками, которые не любят тебя, то ты сделал то что они долгое время не могли - начать быстро и не бояться. У тебя больше качеств предпринимателя и соответственно больше шанса стать долларовым миллионером на тендерах чем них. Я поддерживаю твое начало.

Но, есть модель в начале твоей практики и есть модель постоянная, твоя стабильная модель поведения на рынке. И как только ты выиграл первые тендеры и понял эту систему, тебе нельзя так дальше продолжать вести себя! Чтобы по настоящему зарабатывать на тендерах, тебе нужно перестать безосновательно снижать цену на тендерах. Нельзя выигрывать тендер только ради выигрыша тендера.

Что такое безосновательно?

1. без конкретного коммерческого предложения реального поставщика, товар которого 100% соответствует технической спецификации Заказчика;

2. без точного расчета логистики подтвержденный логистической компании, которая включает в себя все затраты от дороги и растаможки до сертификатов и разрешительных документов. Как минимум вот эти две вещи ты доложен включать. Научись реально находить поставщиков в Китае и считать логистику. Потрать на это хотя бы 2-3 недели. Сейчас можно научится даже в онлайн. Прекращай считать примерно. Это не игра в морской бой. Думай больше про навык концентрации, погружения в работу, работай системно и всегда будь в тонусе. Пойми, тебе можно только в начале так легко относится чтобы войты в тему тендера, но дальше нужно работать грамотно.

Только так ты добьешься больших результатов. Иначе у тебя не только ничего не получится, ты будешь портить рынок и мешать другим добиваться результатов.
ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ПОЯВЛЕНИЕ БАУРЖАНОВ
К концу 2017 года Заказчики - государственные органы начали замечать странную тенденцию массового участия новых ИП и ТОО на тендерах по поставке товаров. При этом они проявились неожиданно резко. С 1998-года до 2015-года, количество поставщиков практически не увеличивалось, если не уменьшалось. А тут за один год они заполнили практически многие лота по товарным позициям.
Для справки: до 2017-года на один лот приходилось примерно по 2 или 3 поставщика. А к концу 2017 года их стало по 10 на лот, а по некоторым позициям доходило до 50 поставщиков. Заказчикам это не понравилось не только потому что нужно проверять их документы, читать их техспеку и тратить слишком много времени, но и из-за того что эти новые игроки не давали откаты. Они могли сидеть в Алматы и подавать заявку на тендер Актау или Шымкента, заранее даже не позвонив им по телефону, а опираясь только на описание товара заказчика на портале. Им приходилось с ними подписывать договор, принимать их товар и платить деньги. А когда они пытались не принимать товар по разным необоснованным причинам, как будто этих поставщиков кто то консультировал и поступали жалобы на этих Заказчиков и приходилось принимать товар.
В начале они просто это обсуждали и примерно в начале 2018 года начали проявляться признаки законодательного регулирования массового появления новых поставщиков. Министерством финансов РК был подготовлен законопроект о внесений изменений в некоторые законодательные акты по вопросам государственных закупок. Этот законопроект прошел уже первое чтение в мажилисе Парламента и скором времени ожидается подписание Президентом РК после всех процедурных утверждений. Причиной законопроекта стало ряд важных моментов в сфере регламентрованных закупок, в том числе и необходимость ограничения массовой актвиности новых поставщиков. В частности законопроект предусматривает следующие ограничения:

1
Легализация указания товарного знака (бренд) в технических спецификациях заказчиков (читай также организаторов) по закупкам не превышающая в сумме 2,5 млн. тенге. Это обосновывают тем, что поставщики начали привозить некачественные товары;
2
Усиление квалификационных требований предъявляемые поставщикам без опыта. В частности хотят внедрить чтобы поставщик смог подтвердить свою платежеспособность финансовым состоянием. Показать денежные обороты за прошедшие периоды;
3
Сделать платным отправку заявок на портале госзакупок;
4
Сделать платным отправку жалобы на итоги тендера;
"Все вышеуказанные изменения были приняты только для того чтобы облегчить работу Заказчикам, а не поставщикам."
Есть еще много других изменений, но самые существенные именно эти. Все вышеуказанные изменения основаны на то что на рынке появились много Бауыржанов. Об этом открыто говорили руководители структурных подразделений «Минфина» занимающиеся регулированием регламентированных закупок в своих интервью СМИ. Меня это не удивляет. Больше всего меня удивило то что законопроект прошел одобрение Мажилиса Парламента. Как так? Где принцип приоритетного развития предпринимательства? Где же политика поддержка частного предпринимательства? Ведь именно мажилис фильтрует законопроекты и корректирует их по таким принципам. Потому что они видят общую картину. Мне кажется они даже не поняли истинную причину законопроекта и просто проголосовали единогласно. Теперь дам разъяснение что стало причиной этого законопроекта и почему я не согласен с ним.
Все вышеуказанные изменения были приняты только для того чтобы облегчить работу Заказчикам, а не поставщикам. Товарный знак они хотят внедрить не потому что поставщики стали приносить некачественные товары, а потому что заказчики не хотят или не умеют составлять техническую спецификации грамотно. Если техническую спецификацию заказчики будут составлять грамотно, то и получат они то что написали. Если ты заказал просто борщ, то получишь просто борщ. Если тебя не устраивает количества мяса в борще, цвет и вкус сметаны, нужно было оговаривать это заранее. Сейчас заказчики хотят чтобы они могли просто написать: борщ с ресторана Айгуль. Чтобы поставщики могли покупать только с этого ресторана. Это приведите к тому что Заказчикам станет легко лоббировать своих поставщиков. Можно было хотя бы написать мировые топовые бренды и дать определение этому.

Но таких оговорок нет и поэтому заказчики могут лоббировать даже не известные бренды, например продукцию какого то бразильского производителя, дистрибьютор которого находится в Казахстане и не хочет снижать цену, расчитывая что заказчик ему обеспечит сверхмаржу, если укажет его бренд в техспеке. Хотя это на тендеры до 2,5 млн тенге, но нет гарантий что завтра опять могут принять законопроект и увеличить этот лимит.Вместо этого Заказчики просто хотят И они нарушают принцип транспорентности закупок и направлены на ухудшение положения частных предпринимателей. Если какой либо нормативный акт противоречит этим принципам, они не должны применяться.

Легализация товарного знака - это всего лишь попытка упростить работу заказчикам.

Теперь давайте поговорим
про платности заявок и жалоб.
Это решение было основано на то что слишком много заявок отправляется на тендеры. Предпринимателей стало много и они стали слишком активными отправляя десятки или даже сотни тысяч заявок еженедельно. Также на развитие портала госзакупок не достаточно выделяется денег от государства и можно брать деньги с каждой заявки и эти деньги использовать на нужды государства.

Я в шоке от этой логики!!!

Государство тратит миллиарды тенге на развитие предпринимательства. Чтобы предпринимателей было много и чтобы им было легко заниматься бизнесом в Казахстане. А тут Минфину не понравилось что предпринимателей тендерщиков стало слишком много и надо с них деньги брать чтобы им было не удобно отправлять много заявок. Потому что госорганы много времени тратят на рассмотрение заявки и не успевают. Я не хочу оскорблять никого, но неужели Вы не видите общую картину в стране? Что является приоритетом и куда больше дает фокус сам президент? Что является главной ценностью страны указанные в Конституции? Вы хотите сделать платными заявки только из-за того что слишком много стало предпринимателей и вам не удобно проверять их и не хватает времени?

Я не могу вас понять! Я не хочу хвастаться. Но за три года мы подготовили минимум 20 тысяч предпринимателей, которые не просто открыли ИП или ТОО, они реально зарабатывают на тендерах, кормят свои семья, платят налоги и создают рабочие места.

Я считаю что мы внесли огромный вклад в развитие частного предпринимательства нашей страны и в некоторых случаях мы даже сделали больше чем Атамекен и Даму. Причем сделали это без поддержки государства. Для нас поддержкой было то, что кто то раньше взялся за электронный портал госзакупок и портал Egov и сделало его шикарным, даже лучше чем в России. Я не знаю кто лоббировал и продвигал эту работу, но однозначно он (или они, если это группа) существенный вклад в развитие страны. Если ты читаешь это, спасибо тебе от души). Также сильной поддержкой было то что положения закона о госзакупках были благоприятными для начинающих предпринимателей. Это запрет на лоббирование бренда, уменьшение количества документов на поставках товаров. А сейчас это хотят отменить и вернуть все в начало.

Кстати, Минфин в обоснование своего предложения на внедрение платных заявок приводит пример тендеров России. Что функционал отправки заявки на электронных торговых площадках России платная. Это не правда. Заявка на ЭТП по государственным закупкам России абсолютно бесплатная. Говорю Вам как человек, который выиграл уже порядка 50 тендеров на этих ЭТП на общую сумму больше 300 млн рублей за последние 5 месяцев. Платными являются заявки на частных электронных площадках где проводятся тендеры частных компании (аналог www.mp.com.kz). Но такие заявки и в Казахстане платные. Поэтому Ваши доводы несостоятельны. И самое интересное, то что Мажилис просто согласился с этим доводом.

Относительно предложения сделать платными отправку жалобы на итоги тендера, я лично частично согласен с этим. Потому что участились случаи когда поставщики проигравшие тендер формально обжалуют итоги тендера не имея оснований. Просто из за того что проиграл. Если подается любая жалоба на итоги тендера, без разницы обоснованно или необоснованно, то тендер приостанавливается. И проигравшие поставщики часто это делают просто в форме подлянки.

Но, все же предлагаю не делать жалобу платным, а лишь убрать кнопку обжаловать как фунционал портала госзакупок. Лучше оставьте его как раньше на электронном правительстве EGOV. Там не просто кнопка была, а нужно было писать содержание и обосновывать свои требования и многие не знали как это делать потому что это другая система и там по мимо нажатия на разные кнопки, нужно еще и уметь хотя бы писать. Кстати, жалобы резко увеличились именно после появления специальной кнопки на портале госзакупок. Люди которые проиграли, просто нажимали на эту кнопку, и если мы уберем эту кнопку, жалоб станет на много меньше. Обращение жалобой является формой защиты предпринимателя и такая возможность - гарант от государства. Я считаю что такие вещи не должны быть платными.

Многие кто читает этот документ, наверное думает, что Байдильда начал дергаться из-за своего бизнеса. Что моему бизнесу типа закручивают гайку. Поверьте мне, от этого моя позиция только усиливается. После каждого изменения закона, люди начинают обучаться, потому что не знают как дальше работать. Мало того, я начинаю занимать монопольное положение на рынке, потому что многие начинают участвовать на тендерах через мою компанию из-за того что по новым требованиям, некоторые закупки требуют наличие оборота. У меня много компаний, где достаточно оборотных данных и тендерщики будут обращаться ко мне чтобы отправить заявку, как сейчас с ситуацией ПКО Самрук-Казына. От этой реформы я только выигрываю и люди больше будут нуждаться в нашей компании. Я больше переживаю за простых людей. Ведь они реально начали честно зарабатывать на тендерах самостоятельно. Государственные программы по внедрению электронного Правительства начали приносить свои плоды и наконец-то появилась хоть какая-та прозрачность и возможность зарабатывать на тендерах самостоятельно, без агашек, но Минфин из-за массового наплыва новых предпринимателей (хотя именно этого же хочет Президент) посчитал что их слишком много и они создают лишнюю нагрузку на госслужащих и работы стало слишком много.

Уважаемые должностные лица Министерства финансов РК ответственные за регламентацию закупок, смотрите на ситуацию шире! Вы видите только свою внутреннюю кухню и меняете законы не учитывая реальное положение дел простых полевых предпринимателей. Вы владеете только поверхностными данными. Надеюсь до Вас дойдет это послание и Вы хотя бы постараетесь дочитать это. Не обязательно пропускать через свою канцелярию, просто посмотрите на ситуацию глазами предпринимателя и через призму приоритетов государственной политики по поддержке частного предпринимательства.
Агашки и культура
миллиардных тендеров.
Ситуация по строительным
тендерам

[Содержание скрыто по желанию автора]

Мое видение и концепция
развития данного рынка

1
Деньги народа - простому народу
2
Аутстаффинг тендерных продаж и фокус на производство
Внедрение в процесс выигрыша тендера, конвейерной системы Генри Форда. Разбивка длинного цикла выигрыша тендера на несколько самостоятельных процессов, с возможностью зарабатывания на каждом отдельном промежуточном процессе. Автоматизация!
3
Государственно-частное партнерство
Начнем с самого не понятного блока: Внедрение в процесс выигрыша тендера конвейерной системы Генри Форда. Разбивка длинного цикла выигрыша тендера на несколько самостоятельных процессов, с возможностью зарабатывания на каждом отдельном промежуточном процессе. Автоматизация!

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Это упрощение попытки выигрыша тендера по поставке товаров через разделение длинного маршрута тендерщика от поиска тендера, поставщика, расчета логистики до сдачи товара заказчику. В этом случае тендерщики могут зарабатывать деньги не от полного выполнения всех процессов тендера, а за выполнения одного только процесса и достижения промежуточного результата, например только за то что нашел поставщика или только за то что проверил техспеку поставщика и дал оценку что она 100% соответсвует техспеке заказчика. То есть сократить путь Бауыржана до денег. Чтобы он мог заработать деньги не выполняя все процессы до конца. Сразу хочу определить что речь не идет о классическом консалтинге по сбору документов и отправки заявки. Это самое легкое что есть на тендерах.
Сейчас чтобы выиграть тендер,
Бауыржан должен выполнить
качественно следующие процессы:
1
Найти 20-30 тендеров;
2
Прочитать техспеку этих тендеров и отобрать безопасные 15-20
(есть определение «безопасных»);
3
Найти через Гугл 40-50 поставщиков по одному товару и сделать рассылку - запрос КП одним емейлом;
4
Получить КП от поставщиков
(ответят 7-10) и
с каждым отработать техническую часть товара, поторговаться;
5
Тоже самое на alibaba.com, с меньшим количеством поставщиков;
6
Расчет логистики;
7
Расчет маржинальности проекта
(налоги, доля инвестора, прочие расходы, чистая прибыль);
8
Отправка Заявки на портале
(написание техспеки, оплата 1% обеспечения или Банковская гарантия и тд);
9
Резултаты тендера и подписание договора
10
Согласование с инвесторами и получение денег на проект от инвестора;
11
Повторная проверка поставщика;
12
Инспекция товара у Поставщика перед оплатой
(физически трогать товар). Сейчас эту функцию обычно доверяют транспортной компании за доп. оплату;
13
Заключение договора с Поставщиклом и оплата за товар;
14
Отслеживание товара на пути к Заказчику;
15
Сдача товара Заказчику, подписание закрывающих документов.
Понравится Заказчику;
16
Контроль оплаты
17
Прием оплаты и закрытие проекта (Закрытие - это расслабится и отметить);
При этом этот длинный цикл нужно разделить на две части: с 1 до 8 пункта первая часть и с 9 по 17 вторая часть. Конечно важнее всего первая часть (с 1 до 8-пунктов) потому что главный результат - выиграл тендер появляется после первой части и если он получился, дальше процессы выполнения тендера как то автоматом тебя вовлечет в процесс без сложных физических усилий.

Но, все же как Вы видите цикл довольно длинный и у многих Бауыржанов не хватает сил 12 месяцев в году непрерывно крутить этот цикл постоянно. В начале их будет радовать настоящие деньги, миллионы и реальный кэш, но, после 3х или 4х выполненных тендеров у них появляется какой то «отходняк» от тендеров и берут тайм-аут на несколько месяцев. Потому что чтобы выиграть один тендер, нужно первую часть этих процессов выполнить 10 раз по 10ти тендерам. И посередине некоторые опускают руки и морально попадают в яму, потому что цикл слишком длинный. Это влияет на итоговый годовой доход тендерщика и многие не в состояний заработать очень много денег, кроме тех, кто работает в команде, любит это дело и умеет системно работать. Это серьезная проблема на сегодняшний день.

КОНВЕЙЕРНАЯ СИСТЕМА
ГЕНРИ ФОРДА
Эта система подразумевает выстраивание цикла производства конечного результата путем разбивки процессов по очередности от первого до последнего так чтобы каждым отдельным процессом занимался отдельный субъект (человек или группа) и отвечал только за промежуточный результат. Они передают эти промежуточные результаты друг другу эстафетой так, чтобы в конце появился конечный результат. Объясню примером. Например кухня должна приготовить плов.

По системе Форда один человек только разогревает масло и жарит мясо. Когда мясо дойдет до нужной обжарки, передает следующему человеку по цепочке и второй только добавляет морковку и доводит до нужной обжарки, а дальше третьи добавляет рис и наливает воду и передает дальше после появления какого-то показателя и так по цепочке конвейера до конца пока не появится вкусный плов (в технологий приготовления плова могу ошибаться).

Элементарно простая система, просто Генри Форд первым его довел до совершенства и достиг большого успеха именно благодаря этой системе. Я предлагаю внедрить такую систему сейчас, как модель зарабатывания денег на тендерах. Тогда каждый человек будет выполнять один процесс или два, три процесса, но будут делать это качественно, быстро и самое главное постоянно, обеспечивая нужную частоту для непрерывного зарабатывания на тендерах.

КАК ЭТО ПРОИЗОЙДЕТ?
Нужно создать электронную площадку как один большой конвейер. Определить этапы процессов тендера по цепочке от начала конвейера до конца чтобы на выходе был кэш. Привести на эту площадку много тендерщиков и каждый из них будет выполнять работу каждого этапа и передавать дальше промежуточные результаты по конвейеру и так до конца проекта. Каждый будет иметь долю от прибыли проекта. Например: в начале этого конвейера кто то заносит новый тендер, дальше по цепочке: кто то проверит техспеку, оценит риски, одобряет и передает дальше, кто-кто сделает массовый запрос коммерческих предложений (далее КП), соберет 5-10 КП, дальше кто-то отработает каждый КП с конкретными поставщиками (телефонный разговор) и отберет 1 или 2 КП которые технически и экономически соответствуют тендеру, дальше кто-то посчитает логистику, налоги, чистую прибыль, кто-то отправит заявку, кто-то проверит товар перед покупкой, кто-то будет инвестировать и так далее по конвейерной цепочке до кэш.

Технически реализовать это не сложно. То есть, если кто-то прочитав этот блок, подумал: вот это хорошая идея, я найду программистов и быстро создам такой сайт, он не сможет реализовать этот проект.

Самое главное это две вещи:
1
Разработать систему гарантий получения доли каждым участником проекта. То есть тендерщики, которые вовлекаются на выполнение каждого этапа должны быть уверены что смогут получить свою долю в итоге и эта система должна быть понятной для всех.

2
РИСКИ, РИСКИ и еще раз РИСКИ. Нужно создать такую систему оценки рисков что каждый проект в итоге должен быть реализован успешно. В таких системах в итоге может произойти большой хаос из-за того что заказчик не принял товар или же поставщик кинул и тд. Для этого мало иметь опыт в тендерах. Нужна глубокая компетенция в юриспруденции, технической инженерии, финансах, менеджменте как минимум. У меня сейчас есть несколько вариантов до среднего уровня детализации. Но, я пока об этом не хочу писать. Если интересно, напоминайте мне рассказать об этом. Если много заинтересованных будут, распишу свое видение.
На мой взгляд, именно такая система позволит всем тендерщикам быть успешным. Постоянно и непрерывно зарабатывать хорошие деньги находясь в конвейере, при этом от такой системы выиграет не только тендерщик, но и Заказчик получивший то что хотел и конечно же инвестор, который будет спокоен за свои деньги и непрерывно будет получать свои дивиденды. Кому нравится эта идея, пишите в комментариях и оцените по 10-бальной шкале. Мне интересно, на сколько эта тема окажется актуальной для тендерщиков.

Аутстаффинг тендерных продаж
и фокус на производство
Начну издалека, как Google Map начинает поиск улицы с общего вида земного шара, так и чтобы страна была богатой и люди жили в достатке, нужно чтобы в стране было много денег.

Деньги в стране появляются двумя способами:
1
Печатать деньги (эмиссия)
2
Привозить чужие деньги в страну.
Первая ниша уже занята и остается только второй метод - привозить деньги в страну, а это обеспечивается только экспортом отечественного производства.
Давайте попробуем честно ответить на один вопрос:

ЧТО МЕШАЕТ ЗАПУСКАТЬ ПРОИЗВОДСТВО В КАЗАХСТАНЕ?
Нет идеи и хороших бизнес планов? Нет, идеи и планов достаточно. Нет опыта? Так давайте приглашать консультантов, пусть учат нас. Но, я считаю не в этом причина. Скажете государство не поддерживает деньгами? За последние 2 года более 200 млрд тенге было выделено на запуск новых производств и расширение существующих как мера государственной поддержки.
И, по официальным данным Даму и Атамекен порядка 30% профинансированных проектов нерентабельны и скорее всего не возвратны, мягко говоря.

По неофициальным данным членов экспертной Комиссии, которые выезжают на место производства, доля провальных проектов доходят до 70%. Мне как бизнесмену просто смешно и одновременно грустно за эту «систему». Деньги выделяются слишком много! А в чем же тогда причина? Что мешает Казахстану запускать производство? Ответ - не умеем продавать эти товары! До сих пор нет адекватной системы сбыта производимых товаров, кроме тех товаров на которые и так есть большой спрос. Почти больше 70% производств закрываются из-за того что не смогли продать товар. Или же из-за нехватки финансирования, но, это одно и тоже. Не хватает финансов потому что нет денег, нет денег потому что продавать сложно.

Вообще в производстве есть основные три процесса:
1
ПРОИЗВОДСТВО
которое включает от закупки сырья до выпуска готовой продукции;
2
МАРКЕТИНГ
3
ПРОДАЖА
И получилось так, что почти 90 производственники - это люди, которые вообще ничего не соображают про маркетинг и продажу. Для них маркетинг это реклама в газете, а продажа это лавка где выставлена продукция. Они мыслят только технологиями производства, ресурсами и инфраструктурой. Для них бизнес это производственный цех, товар и склад для хранения. Они берут коммерческих директоров, которых потом сами же заражают своими представлениями о бизнесе. Обычно они не продают, а у них просто покупают. В итоге у них нет взрывных продаж, которые могли бы обеспечивать постоянный большой поток денег, чтобы производство могло постоянно выпускать продукцию, расширять производство, покупать сырье в больших объемах, брать новых людей на работу, улучшать качество продукции с низкой себестоимостью чтобы выйти на конец-то на экспорт и привозить в страну чужие деньги.

Кстати, последние два критерия (высокое качество и низкая себестоимость), главная причина чтобы выйти на экспорт. Короче, я считаю что нужно забрать у производственников процессы маркетинга и продажи.

Аутстаффинг - это вывод отдельных функций, процессов и людей за рамки компании. Потмоу что они не умеют и скоро не научаться. Даже лучше чтобы они были производственниками до мозгов костей. Именно фокусируясь только на производство, можно дойти до нужного уровня качества и себестоимости товара. Так как львиная доля продаж у производственников приходится на тендеры, аутстаффинг функций продаж нужно начинать именно с тендерного отдела. Не нужно производственникам самостоятельно участвовать на тендерах. Пусть свободные тендерщики, которых мы сейчас подготовили, сами за вас участвуют. Они сами будут искать новые тендеры, сами будут считать логистику, готовить документы и от себя подавать заявку. Они даже за свои деньги купят у Вас товар. Вы главное дайте им цены на конкретные тендеры, они сверху добавят свою наценку и выполнять все за вас.

Тендерные процедуры это очень длинный цикл, каждый этап которого содержат разные риски и прочие нюансы в которые нужно углубляться и управлять всем этим процессом. Если производственники не будут этим заниматься, у них усилится фокус на производство. Десятки тысяч тендерщики-торговцы просто будут у них выкупать производимые ими товары и они на много быстрее достигнут нужного уровня качества и себестоимости чтобы выйти на экспорт. Тут нельзя путать тендерщиков со специалистами госзакупок.

Последние умеют только собирать документы и отправлять заявку. Мы привели на рынок новых людей - тендерщиков-торговцев, которые больше заняты формированием чистой прибыли нежели сбором документов. Они сами ищут выгодные ниши, сами выходят на производителей, сами считают логистику и налоги, а потом уже собирают документы. И чем больше на рынке будут таких людей, тем быстрее будут развиваться производственники, если внедрить структуру аутстафф.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ
ПАРТНЕРСТВО
Это когда государство и бизнес ведут совместные проекты чтобы развивать бизнес и в целом экономику страны. Честно, я никогда не верил в это. В Казахстане это проявляется больше форме кредитования частного бизнеса по очень низким ставкам либо просто бесплатной консультацией регистрации компании и сдачей налоговой отчетности. Не верю, потому что показатели только в красивых отчетах и докладах уполномоченных лиц. В твердых показателях это не проявляется либо проявляется очень слабо.

Так как, тендер это в основе госконтракт и тендерщики получают деньги у государства в лице заказчиков госорганов, то регулирование этих отношений сильно повлияет на развитие государственно-частного партнерство. И по сути, в первую очередь, именно работа наших тендерщиков проявляется в партнерстве бизнеса с государством, и раз уж начинать развивать партнерство бизнеса с государством, то в первую очередь стоить начинать именно с них.

Я вижу следующие два направления партнерства
тендерщиков и государства:
1
Партнерство по выявлению нарушений правил приобретения товаров, работ и услуг со стороны Заказчика;
2
Партнерство по финансированию тендерных контрактов как мера по поддержке малого и среднего бизнеса;
Почему именно по этим двум направлениям? Потому что на деятельность тендерщика сильно влияют две вещи: 1) Чтобы заказчики не препятствовали честно выигрывать тендеры и выполнять договор; 2) наличие у тендерщиков денег на выполнение выигранного тендера; Если государство поможет тендерщикам в этих двух вещах, наш рынок тендеров будет одним из самым лучших в мире и сильно повлияет на благосостояние простого народа.

Начнем с первого. Заказчики незаконно препятствуют тендерщикам либо во время проведения тендера путем прописывания заведомо незаконных требований в технической спецификации, отклонения заявок по сомнительным основаниям, либо во время приемки товара отказываясь принимать товар 100% соответствующий требованиям тендера. При этом они не делают это открыто и нагло, больше всего отказываются принимать устно, пугают разными штрафами и черным списком, хотя официально они не могут дать отказ. Вы можете подумать почему же поставщики не обжалуют их действия и не накажут Заказчика, если действительно это 100% нарушение? Резонный вопрос и на это есть опять две причины: первая причина - поставщики не в состояний вести с Заказчиками грамотный диалог оперируя при этом на нормы законодательных актов. И еще многие поставщики, которые только начали заниматься тендерами, психологически не выдерживают эту напряженную ситуацию. Представьте, что Вы принесли Заказчику товар, а Заказчик вышел и прямо говорит тебе что не будет принимать товар. Говорит об этом живой заказчик и в этот момент поставщик впадает в панику, хочет чтобы это быстро закончилось и соглашается с заказчиком. Либо односторонне расторгают договор, либо дают взятку и сдают товар. Хотя в такой ситуации нужно спокойно попросить заполнить акт об отказе товара и Заказчик никогда не сможет заполнить этот акт, так как это уже официальный отказ и можно уже обжаловать и даже привлечь Заказчика к ответственности. Это первая причина и касается явных нарушений.

Вторая причина - это нежелание контролирующих органов в лице Комитета внутреннего государственного аудита рассматривать жалобы по мелким тендерам. Они рассматривают жалобы формально и хотят по быстрее отвязаться. Потому что жалобы по мелким тендерам они считают не очень важными и за то что не рассмотрел жалобу должным образом редко наказывают должностных лиц внутреннего аудита. Это как полиция не хочет принимать заявления граждан по мелким кражам.Также они привыкли к тому что простые поставщики редко настаивают на то чтобы рассмотрели его жалобу должным образом. Обычно поставщики быстро смиряются ситуацией и дальше небеспокоют их повторными жалобами. Выше я писал, что сейчас они даже хотят сделать платными процедуру подачи жалоб поставщиками. Вот эти две причины сейчас сильно влияют на то, что примерно 30% доли тендеров на сумму до 50 млн тенге присутствуют такие препятствия, которые на прямую влияют на рынок тендеров.

Также очень сильно влияет несостоятельность комитета внутреннего государственного аудита (КВГА) проверять все закупки, которые проводятся каждый день. Я не считаю что КВГА не компетентен проверять закупки, я имею ввиду что они физически не смогут проверять каждый объявленный тендер на портале закупок. Как КВГА проверяет законность тендеров? Они начинают проверку, если подана жалоба на проверку законности одной конкретной закупки или самостоятельно могут проверять в форме мониторинга проводимых закупок, камерального контроля, а также по планам проверок. Все эти случаи предполагают выборочную проверку и не обеспечивают полную проверку буквально всех закупок размещаемых на тендерных порталах. Наверное многие из Вас подумали что это нереально проверять все закупки так как нет столько инспекторов в штате КВГА. В месяц на тендерных порталах размещаются порядка 100 тыс активных лотов (это 100 тыс технических спецификаций) и они держутся актуальными примерно от 10 до 45 дней, в течение которых нужно успеть проверить на предмет законности. Это включает в себя проверку на соблюдение процедур и чтение технических спецификаций. Это нереально для КВГА и именно по этой причине Заказчики продолжают прописывать техническую спецификацию с нарушениями. Они верят в то, что КВГА не выберет именно его объявленный тендер, а если выберет, то как-то решит этот частный случай. В результате присутствует системная ошибка, которая не дает массово выявлять нарушения и навести порядок в тендерной системе.

Эту проблему государство не сможет самостоятельно решить без партнерства с частными предпринимателями-тендерщиками. Я выше писал что не возможно проверять все закупки на 100%, но это в том случае, если КВГА самостоятельно этим будет заниматься. А если тендерщики тоже будут вовлечены на выявление и фиксацию нарушений, то легко можно проверять абсолютно все закупки размещаемые Заказчиками. На рынке порядка 45 тыс свободных тендерщиков, которые в месяц изучают технические спецификации минимум 20 тендеров каждый. Это означает что 100 тыс лотов тендерщиками изучаются даже по несколько раз. Нарушения выявляются тендерщиками по 300-500 тендерам каждый день и мы владеем 100% информацией буквально по всем тендерам. Эти данные является готовым материалом для КВГА и при правильной организации партнерства, вместе можем кардинально повлиять на законность проведения тендеров. Это очень сильный инструмент. Я вижу это партнерство следующим образом:

  1. Государству нужно понять важность реализации данной идей и считать его приоритетной задачей развития частного предпринимательства. Взяться за эту работу по честному;
  2. Определить единого оператора, который централизованно будет координировать работу тендерщиков;
  3. Создать единую электронную площадку и отдельную горячую линию предназначенные для фиксации нарушений. Тендерщики по установленной форме будут вносить выявленные нарушения в ходе своей текущей работы, а КВГА обязаны обратить на них внимание и при ясности нарушения оперативно реагировать;
  4. Периодично анализировать состояние реализации этого проекта, с рекомендациями по дальнейшему развитию. Эту функцию может взять на себя единый оператор координирующий работу тендерщиков.
  5. Кстати, по мимо контроля процедур проведения закупок, предлагаю внедрить также функцию общественного контроля за приемкой товаров Заказчиками. Иногда цены на тендерах падают так низко что сразу напрашивается вопрос, а какой товар хочет сдать победитель и в каком количестве?! Нужно обеспечить гласность процедур приемки товара Заказчиком. После приемки товара, нужно обязать Заказчика занести данные принятого им товара в электронную систему закупок. Данные должны содержать: марку и модель принятого товара, фотографию товара на складе Заказчика позволяющее увидеть основные характеристики товара, а также обязать Заказчика показать принятый товар поставщикам участвовавшим в закупке с предоставлением полного доступа для ознакомления по качеству и количеству товара.

ЭТА ИДЕЯ НЕ БУДЕТ РЕАЛИЗОВАНА, если государство отнесется формально, не серьезно. Чисто для отчетности и красивых докладов о том как они работают с частным сектором и тд. Это приведет к тому что создадут какой-то сайт с функционалом обращений для граждан и юридических лиц и все это превратится в форму обычных обращений, которых рассматривают выборочно и показательно. Не знаю почему, но все нормальные инициативы в итоге меняются и обретают привычный формат для государства, которые не работают. И именно по этой причине я выше писал, что не верю в государственно-частное партнерство. А ведь только вот такие изменения, кардинально могут улучшить рынок тендеров и по настоящему повлиять на благосостояние народа и развитию частного предпринимательства.

Партнерство в финансировании
тендерных контрактов
Тут в первую очередь приходит в голову государственно-частное партнерство в виде финансирования государством выигранных тендеров поставщиками. Но, такая форма сотрудничества противоречит сути самого тендера. Потому что одной из главных причин почему государство проводит тендер и покупает через посредников – это не желание замораживать государственные деньги на период изготовления товара и транспортировки, а платить деньги только после приемки товара. Это очень удобно. Ты объявляешь тендер и пишешь свое пожелание каким должен быть товар, а поставщики сами ищут этот товар, сами торгуются между собой и сами за свои же деньги приносит заказчику. И еще заказчик оплачивает в течение 30 дней после приемки товара.

Проводить тендер очень выгодно для Заказчика и поэтому финансирование государством поставщиков чтобы они исполнили тендер, в основе противоречит сути тендера. Но, государство может помочь поставщикам, как проявление государственно-частного партнерства, если внедрит следующие изменения в процедуры осуществления государственной закупки:

  1. Безотзывный акредитив. Это когда Заказчик после подписания договора перечисляет деньги на специальный счет поставщика, но, поставщик не сможет воспользоваться этими деньгами пока не выполнит договор. Все это время деньги будут находиться на счету поставщика, но, только после того, как Заказчик принимает товар и подписывает акт приема-передачи, деньги становится доступными;
  2. Легализовать факторинговые сделки. Не буду тут писать, что такое факторинг. Прочитайте в интернете. Если коротко передать суть, то это когда Заказчик оплачивает деньги за тендер не на счет поставщика, а на счет его инвестора, согласно договора между Заказчиком, Инвестором и Поставщиком. Это облегчит тендерщикам привлекать инвесторов, потому что тут больше доверия к проекту, во-первых. А во-вторых, это существенно защитит интересы инвесторов. Я сам инвестирую в тендеры и очень хорошо понимаю боль инвесторов. Только в 2018 году порядка 300 млн тенге (примерно 1 млн долларов США) нам не вернулись. Где то тендерщик нас кинул, а где то тендерщика кинул третье лицо и в итоге я потерял деньги. Чаще всего это когда тендерщик получив деньги от Заказчика на много раньше установленного срока, вкладывает деньги на другой проект, а этот проект сгорает так как изначально был с ошибками и не проходил через нашу систему аудита. Короче надо легализовать факторинг, чтобы инвесторы быстро входили в тему и давали свои деньги добросовестным тендерщикам. В принципе никто их не запрещал и гражданское законодатиельство предусматривает фактоинговые сдедки. Но, на практике наши Заказчики не понимают и не хотят понять что можно так делать. Поэтому государство просим отдельно это легализовать в нормах законодателтсва о государственных закупках.
  3. Развивать и пиарить систему народного финансирвоания тендерных контрактов. Это очень выгодно и безопаснее чем традиционные бизнес проекты. Если инвестор активно будет вкладывать в тендерные проекты, это даст ему минимум 50% годового дохода. Если государство будет пиарить эту тему, а не «ютуб-блоггеры» как сейчас, у инвесторов будет больше доверия к данной теме;
Есть еще и другие вопросы по которым нужно совместно с государством стоит развивать этот рынок. То что я изложил, это самые горячие, на мой взгляд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале, когда я начал писать этот материал, я не знал почему меня потянуло на это. Но, к концу материала я понял причину – моя душа хотела остановится и сделать точку в знак завершения моей миссии как реформатора тендерного рынка Казахстана. Ведь я и моя команда, за эти три года, не только заработали денег, но и полностью поменяли рынок тендеров Казахстана для малого и среднего бизнеса.

Три года назад мы с командой поставили перед собой цель – оживить самый консервативный и мертвый рынок Казахстана и сделать тендеры главным трендом 2016-2018 г. И кажется, у нас это получилось. И душа моя хотела зачекинить этот факт воплощения нашей миссии в Казахстане, перед тем, как полностью перейти на рынок России.

Означает ли это, что я вообще ухожу из рынка Казахстана? Нет, я и дальше буду работать, но, уже с новой миссией. Пришло время больше работать на качество и внедрить все что я выше изложил. Я готов к сотрудничеству со всеми, кто хочет присоединится к нам и развивать этот рынок дальше, в том числе и с государственными органами. Особый интерес буду проявлять к предложением экспертов по Китаю, юристов и IT специалистов. Пишите мне свои предложения на baidilda@tender1.kz Буду читать.

Ну чтож, на этом я завершаю то что начал три года назад. За это время было всё: радость и огорчения, взлеты и падение, хайп, интрига, угрозы, миллиярды освоенных денег и самое главное десятки тысяч семей нашли свое благосостояние в тендерах. Не знаю, возможно то, что нам удалось сделать с командой за три года, не самый лучший результат и можно было сделать это лучше. Но, нет никаких сомнений в том, что рынок тендеров Казахстана больше никогда не будет прежним. Понятно, да?)

Спасибо всем!

Хлопок! Фиксирую!

Нурлан Байдильда

07.12.2018
comments powered by HyperComments
Made on
Tilda